Споры по предоставлению жилья (субсидии, выплаты по НИС) членам семей погибших военнослужащих

Главная / Услуги / Для физических лиц / Жилищное право / Жилищные права военнослужащих / Споры по предоставлению жилья (субсидии, выплаты по НИС) членам семей погибших военнослужащих

           Пункт 2 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает обеспечение жильем семей погибших военнослужащих, точнее, членов семей, которые потеряли кормильца в результате гибели/смерти военнослужащего.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвующих в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей» от 25.08.1999 г. № 936 и п. 1 постановления Правительства РФ от 28.10.1999 г. № 1197-68 внеочередное обеспечение жильем членов семьи погибших военнослужащих – граждан РФ, которые участвовали в проведении контртеррористических операций и погибших/пропавших без вести в период военной службы, осуществляют Минобороны РФ и органы исполнительной власти на условиях и в порядке, предусмотренном в нормативно-правовых актах государства.

Гарантии Правительства РФ на обеспечение жильём военнослужащих, распространяются и на членов их семей.

Кроме того, в случае смерти или гибели военнослужащего во время исполнения служебных обязанностей, его семье предоставляются все льготы, положенные ему при жизни. Более того, члены семьи умершего военного обеспечиваются жильём вне очереди.

Варианты жилищного обеспечения.

Жилье для семей погибших военнослужащих, выдаётся из средств бюджета, кроме того, они могут быть обеспечены недвижимостью путём предоставления субсидии на покупку или строительство жилья.

Помимо этого недвижимость предоставляется по договору соцнайма, в собственность или по программе Военная ипотека.

В собственность или по договору соцнайма .

Недвижимость по договору социального найма или в собственность может быть предоставлена: если у военнослужащего на момент гибели или смерти было право на его получение. То есть если он имеет стаж службы не менее 10 лет, и состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилье. Размер квартиры при таком варианте обеспечения рассчитывается исходя из общего количества родных, совместно проживавших  с ним на момент гибели. При расчёте принимается во внимание, что на каждого человека приходится по 18 кв.м.

Кроме того, если погибший при жизни имел право на льготные квадратные метры, то его семья также имеет право на их получение. Помимо этого, с учётом конструктивных особенностей строения, общая площадь квартиры может быть увеличена на 9 кв.м. Эти же расчёты применяются и при выдаче квартир по договору социального найма.

Примечательно, что в расчёт принимается недвижимость, которая уже находится в собственности у родственников защитника Отечества, а также по договору соцнайма. Ранее предоставленные квадратные метры вычитаются из норм положенной к выдаче жилой площади.

При оформлении квартиры в собственность или приватизации государственной квартиры, выданной по договору, в случае превышения установленных норм предоставления жилья, квартира может быть передана в собственность членам семьи умершего офицера при условии доплаты лишних квадратных метров из собственных средств. Приватизация квартиры осуществляется на общих основаниях. Приватизация служебного жилья возможна только тогда, если оно не расположено в закрытом служебном городке, и не стоит на балансе Минобороны.

Жилищная субсидия.

Форма обеспечения жилой площадью в виде жилищной субсидии (ЕДВ) рассчитывается с учётом не только всех совместно проживавших родных защитника Отечества, на момент его гибели, но и путём прибавления повышающего коэффициента, отражающего стаж воинской службы погибшего. ЕДВ выдаётся в том случае, если офицер при жизни имел право на обеспечение жильём и встал на учёт не позднее 01.01.2005 года.

Семья погибшего военного-очередника имеет право выбрать, в какой форме им будет предоставлена недвижимость.

Военная ипотека.

Льготы родственникам погибших защитников Отечества по военной ипотеке, предоставляются в рамках Правительственной программы только в том случае если при жизни военный являлся участником НИС. Иначе говоря, право на получение этих выплат, а также от того воспользовался ли военнослужащий при жизни своим правом на получение жилищного займа. Если он был участником НИС не менее 3-х лет, а срок его службы составлял не менее 10 лет, то родственники имеют право на получение всех средств, собранных на его именном счёте. Если военнослужащий уже оформил банковский кредит, родственники могут получить дополнительные выплаты по кредиту. В том случае если этих средств окажется недостаточно для полного погашения кредита, оставшийся долг гаситься из личных средств родственников военнослужащего.

Накопительно ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих удобна тем, что не имеет значение от чего (при каких обстоятельствах) погиб военнослужащий, тогда как при других формах обеспечения недвижимостью, это может иметь значение.

Льготы семьям и вдовам.

Помимо жилищных льгот члены семьи умершего военного имеют право на получение социальных выплат, только в том случае если он умер (погиб) при исполнении своих служебных обязанностей или вследствие полученной им травмы увечья или ранения. Выплаты семьям (вдовам) погибших военнослужащих, по действующему законодательству, составляют:

Единовременные — 3000000 рублей

Ежемесячные — 14 тысяч рублей.

Ежемесячные выплаты назначаются с месяца, следующего за месяцем смерти.

Кроме того они ежегодно индексируются и увеличиваются на процент инфляции. Размер выплаты положенной каждому, рассчитывается путём деления всей суммы положенной к выплате на всех родственников, с учётом самого военного. Эта норма неоднократно оспаривалась, но, к сожалению, изменения в законодательство так и не были внесены. Поэтому даже при наличии только одного члена семьи, льготы выплачиваются в половинном размере.

Право на компенсацию имеют: дети военнослужащего до исполнения им 18 лет (при прохождении обучения этот возраст может быть увеличен до 23 лет) и супруг (супруга) в возрасте от 50 (55) лет, а также другие родственники, признанные инвалидами. Компенсации выплачиваются со дня возникновения основания, но не более чем за 3 года. Кроме того льготы семьям погибших военнослужащих предоставляются в виде выплат: за занимаемые ими жилые помещения, по договору найма, коммунальные услуги, в размере 60%, абонентской платы за телефон, радио и пользование общей антенной, в размере 60%, топливо, при проживании в доме без центрального отопления, в размере 60%, на установку телефона, но только при наличии у защитника Отечества на момент гибели стажа службы не менее 20 лет.

Льготы для семей погибших военнослужащих предусмотрены несколькими законодательными актами. Если возникает нескольких оснований на предоставление одной и той же льготы, то она предоставляется только по одному из них. При оформлении документов вдовам защитников Отечества стоит принять во внимание, что они считаются членами семьи погибшего, до момента их повторного замужества. При повторном браке они теряют все права на получение недвижимости, а также другие социальные выплаты, предоставляемые государством родственникам погибшего защитника Отечества.

 

 Семье вдовы погибшего (умершего) военнослужащего для принятия на жилищный учёт и предоставления жилья по договору соцнайма достаточно наличия оснований принятия на жилищный учет до гибели супруга-военнослужащего (само принятие на учёт не обязательно)

Жилищная комиссия войсковой части отказала заявителю, вдове умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, в принятии на жилищный учет по причине неподтверждения имеющимися документами права семьи стоять на учёте.

Суды отказали в незаконности этого решения, сославшись на отсутствие у них статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий до гибели военнослужащего и оснований нуждаемости после его гибели.

Между тем, имеет правовое значение не состояние на жилищном учёте, а наличие оснований быть принятыми на учёт до гибели супруга-военнослужащего (абзац 1 п. 3.1. ст. 24 Федерального закона о статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

На этом основании Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение для выяснения этого обстоятельства (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря 2018 г. № 5-КГ18-281).

 

Мы знаем как решить вашу проблему
Наверх