Возврат некачественного товара

Главная / Услуги / Для физических лиц / Защита прав потребителей / Возврат некачественного товара

В данной статье мы поможем Вам разобраться , как вернуть или обменять товар ненадлежащего или надлежащего качества, расскажем о Ваших правах – потребителей, и о способах защиты своих прав, укажем на Законы, которыми необходимо воспользоваться, в случае нарушения Ваших прав, а также разъясним порядок действий в той или иной ситуации. В любом случае, если Вас заинтересует информация , изложенная здесь, Вы можете позвонить нам и мы окажем Вам юридическую помощь по возврату , приобретенного Вами товара.

Итак, право на приобретение качественных изделий гарантировано покупателям законом. В целях защиты интересов потребителей предусмотрен порядок по возвращению денежных средств за покупки, в которых обнаруживается заводской брак или иные дефекты. Обмен и возврат некачественного товара регулируются законом РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) и Гражданским кодексом РФ. Порядок действий, которые покупатель должен выполнить при обнаружении недостатков покупки, зависит от характеристик товара. Если вы хотите получить деньги назад, следует придерживаться чёткого алгоритма. От последовательности и грамотности ваших шагов зависит размер и скорость возврата средств.

По ЗоЗПП ненадлежащее качество товара подразумевает:

  • Выявление дефектов и недостатков в изделии, не связанных с его эксплуатацией потребителем;
  • Несоответствие покупки характеристикам, которые представили о товаре в магазине;
  • Непригодность для эксплуатации;
  • Истечение срока годности, срока службы на момент продажи изделия.


По закону возможен не только возврат бракованного товара, но и продукции, не соответствующей любым сведениям, которые были сообщены о ней продавцом или изготовителем.( ст. 18 Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков. Закон РФ « О защите прав потребителей «).

Продукты могут быть признаны некачественными, если они хранились в неподходящих условиях на складе, в магазине или в процессе транспортировки. Готовые блюда подлежат обмену или возвращению изготовителю, если их внешний вид не соответствует заявленному, в их рецептуру были внесены непредусмотренные изменения.


Закон предусматривает отказ от приобретения в течение 14 дней со дня оформления покупки. Если изделие не подошло по каким-либо параметрам, покупатель может расторгнуть договор купли-продажи без объяснения причин, но воспользоваться этим правом не всегда возможно.( ст. 25 Право потребителя на возврат товара надлежащего качества Закон РФ «О Защите прав потребителей».)
Возврат денег за некачественный товар не предусмотрен, если:

  • Продавец предупредил покупателя о недостатках заранее, до купли – продажи продукции.
  • Дефекты появились из-за неправильного использования или хранения предмета после покупки.
  • Истек предусмотренный срок возврата товара ненадлежащего качества.
  • Изделие было отремонтировано непрофессионально третьим лицом после его покупки.
  • Покупка входит в список товаров, по закону не подлежащих обмену и возврату.


К продукции, не подлежащей замене и возвращению, относят средства личной гигиены, лекарства, бытовую химию, косметику, бытовые приборы, используемые в гигиенических и медицинских целях, а также для приготовления пищи, мебель, автотранспорт, гражданское оружие и расходные материалы к нему. Полный перечень приведен в Постановлении Правительства РФ № 55. Отказаться от товара, включённого в данный список, можно только в случае, если оно было куплено дистанционно (по телефону, через Интернет). Эти правила касаются только качественных покупок.


Вернуть товар ненадлежащего качества можно в любом случае. Исключением являются технически сложные изделия, в отношении которых предусмотрен ремонт. Отказаться от приобретённой некачественной аппаратуры можно при условии невозможности своевременного устранения неполадок в работе.

Допустимые требования покупателя.

Если потребитель обнаружит, что его покупка имеет недостатки, то он может обратиться к продавцу с одним из следующих требований:

  • Замена товара ненадлежащего качества на исправный аналог.
  • Обмен некачественного товара на другую продукцию с доплатой, возмещением разницы цен.
  • Частичный или полный возврат денег за бракованный товар. Устранение недостатков по гарантии.
  • Возмещение стоимости ремонта, выполненного самостоятельно или третьим лицом.


Выбор требования оставлен законом на усмотрение потребителя. Список доступных вариантов сокращается для технически сложных приборов, продукции с существенными дефектами и после истечения установленных сроков гарантии и годности для использования.
Согласно ГК РФ существенными считаются дефекты, которые:

  • нельзя устранить в процессе ремонта;
  • устраняются только при несоразмерном уровне затрат времени или денежных средств;
  • проявляются многократно, чем препятствуют использованию предмета по назначению;
  • препятствуют безопасному использованию изделия.

Продукция с существенными недостатками не подлежит ремонту по гарантии – возможны только замена или возвращение. После истечения срока годности продуктов, гарантийного периода для непродовольственных товаров, потребитель не сможет более обращаться с требованиями к поставщику или производителю. Следует помнить, что период гарантии, установленный продавцом или изготовителем, может отличаться от утверждённых законом.

Доказав производственные дефекты, потребитель имеет право на возврат некачественной продукции в течение двух лет.

Сроки возврата некачественного товара, установленные законодательно, могут значительно различаться.

Потребовать возвращения оплаченных денежных средств, замены или бесплатного ремонта товара потребитель может у следующих организаций:

  • Продавца.
  • Производителя.
  • Импортера, который является официальным представителем производителя в стране.

В период действия гарантии покупателю проще всего обратиться к юридическому лицу, которое указано в гарантийном талоне. Если после окончания ее действия, но в пределах срока службы изделия, будет обнаружен и доказан существенный заводской брак, то владелец сможет предъявить требования только производителю и импортеру.

Экспертиза.

Экспертная оценка качества назначается по желанию торговой организации или покупателя, если без неё невозможно определить, появилось повреждение до или после покупки. Проверка проводится специалистами по поручению продавца или изготовителя. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы или разрешить провести её без него. По результатам проверки эксперты заполняют акт, в котором указывают причины появления повреждений. Если виновным признаётся продавец, то он должен удовлетворить требования покупателя. Если причиной поломки стало небрежное обращение с предметом после покупки, то владелец будет обязан возместить затраты на экспертизу. Потребитель может самостоятельно обратиться к независимому специалисту для оценки качества изделия, если он не согласен с результатами проверки. Заключение экспертов можно оспорить в судебном порядке.

Порядок возврата.

Для возврата некачественного товара продавцу следует составить заявление и передать его вместе с покупкой сотруднику магазина. Заявление на возврат может быть написано в свободной форме или по образцу, представленному в статье. Текст документа должен содержать следующие сведения:

  • Название организации-адресата.
  • ФИО и контакты заявителя.
  • Описание обнаруженных повреждений и несоответствий.
  • Требование заявителя (возвращение денежных средств).
  • Дата и подпись. К заявлению рекомендуется прикладывать документы, подтверждающие покупку: товарный чек, гарантийный талон и т.д.

Закон однозначно указывает, что возврат товара ненадлежащего качества без чека возможен, если есть другие доказательства даты и места его приобретения. В качестве подтверждения могут быть приложены показания свидетелей или любые другие данные, удостоверяющие факт покупки изделия. Возврат товара ненадлежащего качества без упаковки и без накладных документов производится только при условии, что владелец сможет доказать факт покупки у данного продавца.

Заявление, прилагаемые документы и товар в магазин можно принести лично или отправить по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении. В случае личного обращения рекомендуется потребовать у сотрудников магазина расписку в получении. Доставка крупногабаритных и тяжелых предметов от владельца до склада организовывается продавцом или производится возмещение затрат на транспортировку, осуществлённую потребителем самостоятельно. Установленный порядок возврата денежных средств обязывает продавца вернуть полную стоимость покупки, не учитывая длительность ее нахождения у потребителя.

Предпочтительный способ получения денег покупатель может указать в заявлении:

  • Если товар был оплачен наличными, заявитель может выбрать между личным обращением за выплатой в кассе организации и почтовым переводом.
  • Если оплата была проведена безналичным путем, то вернуть средства можно безналичным путем на банковскую карту, реквизиты которой прописывает заявитель.
  • При этом наличная выплата также допускается.

Независимо от того, в какой срок вы обратились за возвратом, период, отведённый законом на обратное перечисление денежных средств физическим лицам, составляет 10 дней с момента получения продавцом заявления. В случае назначения экспертной проверки данный срок может быть продлен до 20 дней. Если продавец или производитель отказываются вернуть деньги, то потребителю следует обратиться в суд.

Юристы нашего центра помогут составить Вам претензию, далее - исковое заявление, помогут провести экспертизу товара, и вернуть уплаченные , денежные средства за товар ненадлежащего качества, с учетом возмещения всех Ваших затрат в процессе взыскания.

Мы знаем как решить вашу проблему
Наверх